Построение инновационной экономики обсудили сегодня в Салехарде наука, бизнес, власть. По объему инвестиций в эту сферу Ямал на второй месте после Москвы. Около трех триллионов рублей вложено в основном в глобальные арктические проекты.
Однако, есть и мелкие - достойные внимания. Сегодня, на примере конкретных проектов дискутировали о проблемах глобальной сферы. Галина Чечикова - с подробностями.
160 инновационных проектов на триллион рублей реализуются сегодня во всей арктической зоне, куда входит восемь регионов. До 40 % новаций закономерно внедряются на Ямале. Здесь реализуются глобальные проекты страны. В лидерах, конечно, крупные корпорации: транспорт, энергетика, добыча - это до 90 % инновационных разработок, благодаря которым за последнюю пятилетку округ создал порядка 30 тысяч новых рабочих мест. Однако не сбрасывают со счетов и отдельных энтузиастов. История полна примеров, когда они в прямом смысле изменяли если не мир, то уж точно устаревшие подходы.
В зале набралось с десяток таких. Об использовании диатомита - настоящего природного сокровища региона академик Владимир Мельников говорил довольно часто и громким голосом. Материал, легкий, влагоустойчивый, дешевый. И мы буквально ходим по нему. А можно строить дороги и даже дома, удешевляя квадратный метр. Генеральную мысль услышали семь малых предприятий в семи субъектах. Плюс грант в четыре миллиона, и вот уже в стадии строительства завод по производству пеностекла. Это, скорее, исключение. До 90 % патентов российских изобретателей лежат на полках. Финансирование науки в России примерно в сто раз меньше, чем в США. Государство тратит на науку 70 %, остальное бизнес. Президент нацелил изменить пропорции. При этом позиция бизнеса - финансировать только то, что можно потрогать.
Владимир Мельников - академик РАН, председатель президиума тюменского научного центра СО РАН: «А кто же будет научно-исследовательские разработки финансировать? То, что нам дает государство - явно не хватает для того, чтобы масштабные эксперименты проводить».
Спор инноватров и инвесторов - вокруг проекта десятилетней давности. Один из ямальских изобретателей предлагает возродить пять тысяч скважин вокруг Ноябрьска и Муравленко, где остаточные запасы еще до 75 % сырья. Есть инфраструктура и работает крупнейшая компания Газпром нефть, которой и был представлен проект.
Виктор Гузь - генеральный директор НП "Межрегиональный центр развития инноваций "Сибирь": «Как вы услышали представителя Газпром нефти - не хотят они проводить совместные НИОКРы, нужны лабораторные результаты, лабораторные результаты получаются только в процессе НИОКР».
Нетрадиционные запасы в условиях санкций для компании - приоритет. Только за последний год Газпром нефть инвестировала в научно-исследовательские разработки три миллиарда рублей. Главное требование - научная обоснованность. Предлагаемая технология пока вызывает лишь сомнения. Нефтяники называют ее околонаучной фантастикой.
Руслан Кайбышев - начальник департамента по технике и технологии добычи нефти нефтедобывающего предприятия: «Предлагается, грубо говоря, спустить микроволновку в скважину. Предполагается, что вода не будет поступать в скважину, пойдет только нефть. Но, это фантастика».
Диалог между двумя сторонами вышел далеко за рамки регламента. Вмешалась третья. Ямальское правительство предложило апробировать новацию в тюменском нефтегазе.
Александр Мажаров - заместитель губернатора ЯНАО: «Тюменский нефтегазовый университет с его полувековой уже традицией в этой области готовы вам предоставить лабораторию, научную базу с людьми, с учеными и оказать все-таки содействие в том, что вы сегодня изобрели».
Инвестор должен быть уверен в жизнеспособности проекта. Это мировая практика, говорят специалисты. Только в прошлом году в российский научный фонд поступило двенадцать с половиной тысяч заявок. Поддержано лишь семь процентов. Ямальские инноваторы сегодня высказали разные идеи. Рублем поддержат лишь экономически обоснованные. Оценку должны дать эксперты. Наиболее рациональные, не исключено, даже оформят в законы.